Вопрос: Последние данные Ространснадзора показывают тревожную тенденцию роста количества летных происшествий и предпосылок к ним в гражданской авиации России за прошедший период текущего года. С чем это связано?. Смирнов: Ространснадзор, добросовестно исполняющий свои функции как инспектирующий и надзорный орган, рисует реальную, объективную картину. К сожалению, за 2007 год и прошедшие месяцы 2008 года наблюдается тенденция снижения уровня безопасности полетов. Безопасность полетов это комплексная задача №1 для всех стран мира входящих в ИКАО, в том числе и для России, как члена этой международной организации гражданской авиации. Документами ИКАО подробно расписано что и как необходимо делать в целях поддержания высокого уровня безопасности полетов и предотвращения авиакатастроф, причинами которых может быть множество факторов – низкий уровень профессиональной подготовки авиационного персонала, техническое состояние воздушных судов, состояние аэропортовой инфраструктуры и аэронавигационного оборудования и многое другое.
В коротком комментарии на радио невозможно перечислить все проблемы. Для этого нужна специальная передача. Остановлюсь на одной, по нашему мнению, базовой, которую можно решить без особых дополнительных капиталовложений. Речь идет о структуре государственного регулирования деятельности гражданской авиации. В результате бездарно проведенной в отрасли административной реформы мы подошли к тому, что уже несколько лет решением вышеуказанных проблем заниматься просто некому. Минтрансу реформой предписано заниматься транспортной политикой и нормотворчеством (последнее, правда, в полном загоне – 40% правового поля деятельности гражданской авиации является выжженной пустыней). Росавиацию до того дореформировали, что там не осталось ни одного летчика и авиационного инженера, а так же структур регулирующих основную деятельность авиации.
То есть из госорганов вытравлена основа, душа авиации. Ространснадзор занимается надзором и контролем, но в его функциях отсутствуют вопросы организации летной работы, поддержания летной годности воздушных судов и авиационное нормотворчество. И как финал – ни одному госоргану не прописана ответственность за безопасность полетов. Вот она – главная причина снижения безопасности полетов. Как говорят, у семи нянек дитя без глазу. Абсолютно непонятна логика исполнителей реформы.
Ведь перед авиационным международным сообществом (ИКАО) первую ответственность за безопасность полетов несет государство – член ИКАО. Как же Россия может исполнять эти функции после отстранения от ответственности своих инструментов в лице авиационной администрации? Воистину, срубили сук на котором сидят! За последнее время, не без нашего участия и общественных профессиональных организаций, руководство страны поняло всю абсурдность созданной безответственной системы госрегулирования ГА. Недавно состоялось решение Правительства о передаче функций организации летной работы, поддержания летной годности ВС, безопасности полетов и авиационной безопасности в Росавиацию. Шаг в верном направлении, но опять реформаторы наступают на те же грабли. Они упорно не желают советоваться с авиационными профессионалами.
Принято половинчатое решение, а потому заведомо не эффективное. Росавиация осталась в статусе Агенства, главной функцией которого является оказание платных услуг. После передачи ему коренных функций безопасности полетов предоставление услуг должно уйти на десятый план. Главным должна стать организация всех направлений деятельности отрасли, из которых и складывается высокий уровень безопасности полетов. Кроме того, Росавиации не передано право и ответственность за авиационное нормотворчество и ведение международных вопросов.
Выход один – необходимо срочно изменить статус Росавиации как Агенства и сделать его полномочным госорганом, который эффективно должен решать поставленные выше задачи и нести персональную ответственность за безопасность полетов. Например, это может быть Госкомитет с прямым подчинением Правительству РФ. Чудес в авиации не бывает, чем быстрее мы решим структурную, в общем то, не сложную задачу, тем быстрее избежим опасностей которые таит в себе существующая система государственного регулирования ГА. Вопрос: Вызывает беспокойство система подготовки авиационного персонала, особенно дефицит пилотов. Ответ: За последние годы, в результате грубых ошибок регулирующих госорганов в проведении кадровой политики, возник острый дефицит летного персонала. Это серьезный антагонист безопасности полетов. Летные учебные заведения отрасли по-прежнему не имеют современных тренировочных самолетов, тренажеров. Заработная плата преподавателей и пилотов - инструкторов в разы меньше чем в авиакомпаниях. Все это непосредственно влияет на качество и количество подготовки авиационного персонала.
В условиях дефицита, авиакомпании вынуждены сами готовить для себя специалистов. Это не их профильный бизнес. Авиакомпании несут большие затраты, которые в результате отражаются на стоимости авиабилетов. Мы неоднократно представляли конкретные профессиональные предложения по исправлению кадровой ситуации.
Кажется, удалось убедить все госорганы, но практическое исполнение идет вяло, неадекватно реальному положению вещей. А между тем, дефицит летных кадров растет, уровень безопасности полетов, как показывает анализ Ространснадзора, снижается. Чего ждем? Не понятно.